Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Подростковый период в настоящее время находится в центре различных научных сфер, не является исключением и психология. На сегодняшний день ряд ключевых моментов подросткового периода, связанных с его характеристикой, остаются до конца не раскрытыми и дискуссионными. Исследования выдающихся психологов свидетельствуют о том, что подростковый возраст является периодом интенсивной индивидуализации личности. При этом психологическое содержание данного процесса описывается недостаточно подробно. Исследования подросткового возраста в большей степени уделяют внимание тому, как на этом возрастном этапе осуществляется проникновение культуры в рамки индивидуального сознания. Наряду с этим остается недостаточно изученным процесс трансформации личностью социальных содержаний в личностные смыслы, который составляет сущность индивидуализации.
Изучение вопросов, которые связаны с ценностно-смысловой сферой личности, представляет собой одну из наиболее приоритетных областей психологической науки.
Актуальность данной работы определена необходимостью понимания специфики развития ценностно-смысловой сферы личности в подростковом возрасте, в частности у трудных подростков, знания факторов, которые оказывают влияние на ее формирование для своевременной помощи в аспекте правильного выбора нравственных ориентиров.
Изучение динамики смысловой сферы, а также ценностных ориентаций трудных подростков осложнено неравномерностью их развития, сложностью переплетения процессов социализации и индивидуализации личности. В психологии существует достаточно много исследований, которые посвящены проблемам смысложизненных и ценностных ориентаций, но большинство из них направлены на изучение содержательных сторон ценностно-смысловой сферы. Исследования, которые направлены на изучение взаимосвязи рассматриваемой сферы с характерными особенностями жизни трудных подростков встречаются очень редко.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод об актуальности исследования особенностей ценностно-смысловой сферы трудных подростков.
Объект исследования – ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования – особенности ценностно-смысловой сферы личности трудных подростков.
Цель исследования – изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности трудных подростков.
Задачи исследования:
1.Изучить характеристику ценностно-смысловой сферы личности.
2.Проанализировать факторы, влияющие на формирование ценностной сферы трудных подростков.
3.Рассмотреть проблемы развития ценностно-смысловой сферы личности у подростков, в особенности трудных подростков, а также проблему формирования и особенности ценностных ориентаций трудных подростков.
4.Исследовать опыт работы классного руководителя по формированию ценностной сферы трудных подростков.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в психологической работе по формированию ценностно-смысловой сферы личности трудных подростков с целью профилактики и коррекции поведения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Формирование ценностно-смысловая сферы трудных подростков как педагогическая проблема
1.1.Характеристика ценностно-смысловой сферы личности
Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя две основных составляющие – систему ценностных ориентаций, отвечающих за направленность личности и систему личностных смыслов, отражающих субъективную значимость для человека предметов и явлений окружающего мира.
Ценностно-смысловая сфера, являясь центральным ядром структуры личности, определяет ее направленность, выступая основой регуляции социального поведения личности (Богачева, 2009).
Функцией ценностных ориентаций является выполнение стратегических жизненных целей и мотивов деятельности человека. С точки зрения Д.А. Леонтьева, в данную систему также входят социальные ценности, признаваемые человеком, но не всегда принимаемые им в качестве важных целей и принципов в своей жизни (Леонтьев, 2010).
В зарубежной психологии проблема ценностно-смысловой сферы личности освещена в работах А. Маслоу (2013), К. Роджерса (2009), М. Рокича (2009), В. Франкла (2010), Э. Фромма (2011), Э. Шпрангера (2009) и др.
Концепция, автором которой является Э. Шпрангер, описывает ценности и смыслы как инструменты для познания человеком мира. Автор разделяет людей на определенные типы в зависимости от преобладающих ценностей: теоретический человек (ценность – поиск истины), экономический человек (ценность – совершение полезных и практических действий), эстетический человек (ценность – достижение гармонии, изящества), социальный человек (ценность – любовь, стремление к общению), политический человек (ценность – личная власть, влияние, известность) и религиозный человек (ценность – поиск смысла жизни, высшей духовной силы) (Шпрангер, 2009).
В плане практического изучения ценностно-смысловой сферы личности в 70-х годах М. Рокич проводил многочисленные исследования, в результате которых выделил две основных группы ценностей: терминальные ценности – убеждения в том, что какая-либо конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться и инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-либо образ действий является предпочтительным в любой жизненной ситуации (Зейгарник, 2009).
Отечественные психологи также изучали проблему ценностно-смысловой сферы личности, что находит свое отражение в работах В.П. Бранского (2010), В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз (2008), Д.А. Леонтьева (2010), В.С. Мерлина (2009), М.С. Яницкого (2010) и др.
С точки зрения В.П. Бранского, ценности можно классифицировать по виду деятельности и производимому человеком продукту: экономические ценности (товары и услуги); политические ценности (юридические законы и акты по их исполнению, зафиксированные в соответствующих документах (конституция, кодекс, устав, указ, договор); духовные ценности (характеризуются не материальной, а духовной выразительностью, формируя у человека нравственно-эстетические чувства, мировоззренческие, научные знания) (Бранский, 2010).
С точки зрения теории интегральной индивидуальности проблему ценностей и смыслов изучал В.С. Мерлин. Данный подход характеризует ценностные ориентации в качестве сложного, многокомпонентного, иерархически выстроенного образования, обусловленного, с одной стороны, фактором социализации, а с другой – системой разноуровневых свойств интегральной индивидуальности человека (Мерлин, 2009).
Таким образом, под ценностно-смысловой сферой понимается центральное ядро структуры личности, определяющее ее направленность, выступающее основой регуляции социального поведения личности. Формирование системы жизненных ценностей и смыслов личности является для зарубежных и отечественных исследователей предметом разнопланового изучения. Ценности определяют важнейшие цели человека, отражая его долговременную жизненную перспективу. Ценностные ориентации определяют смысл жизни человека, указывая, что для него является особенно важным, значимым.
1.2.Факторы, влияющие на формирование ценностной сферы трудных подростков
Ценностно-смысловая сфера как ядро структуры личности, определяющее ее направленность, выступающее основой регуляции социального поведения личности, активно начинает свое формирование в юношеском возрасте. Как отмечает Л.И. Божович, в юношестве не только расширяется диапазон ценностей и смыслов, но и происходит их осознание, процесс структурирования (Божович, 2010).
Д.И. Фельдштейн выделяет основные задачи развития личности в юношеском возрасте:
Индивидуация.
Развитие самоопределения. Узнавание самого себя, развитие устойчивого ощущения собственного «Я».
Развитие личной системы ценностей. Все прежние установки подвергаются сомнению.
Формирование жизненных целей. Определение с выбором будущей профессиональной деятельностью (Фельдштейн, 2008).
Л.С. Выготский указал еще на два новообразования юношеского возраста развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания (Выготский, 2012).
По мнению С.В. Молчанова, юношество становится периодом, когда человек начинает сознательно формулировать свои ценностные ориентации.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Близнецова, О.И., Шапенкова, И.П. Изучение ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста [Текст] / О.И. Близнецова, И.П. Шапенкова // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2012. – №2. – С. 1-6.
2. Богачева, И.Г. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности [Текст] / И.Г. Богачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – Выпуск № 98. – С. 247-252.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 612 с.
4. Бранский, В.П. Социальная синергетика и акмеология [Текст] / В.П. Бранский. – СПб., 2010. – 210 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2012. – 1136 с.
6. Гаврилюк, В.В., Трикоз, Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социс. – 2008. – №1. – С. 96-105.
7. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости [Текст] / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2011. – 190 с.
8. Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии [Текст] / Б.В. Зейгарник. – М., 2009. – 128 с.
9. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Отраслевой доклад / под ред. К.Р. Казаряна. – М., 2014. – 110 с.
10. Капцов, А.В. Психологическая аксиометрия [Текст] / А.В. Капцов // Психологическая диагностика. – 2011. – №4. – С. 4-114.
11. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2009. – 252 с.
12. Котляров, А.В. Другие наркотики или Номо Аddiстus: Человек зависимый [Текст] / А.В. Котляров. – М.: Психотерапия, 2010. – 480 с.
13. Кузнецова, Ю.М., Чудова, Н.В. Психология жителей Интернета [Текст] / Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. – М.: ЛКИ, 2008. – 224 с.
14. Лосенкова, Т.А. Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями подростков [Текст] / Т.А. Лосенкова // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 702-703.
15. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость – патология ХХI века? [Текст] / В.А. Лоскутова // Научно-практический журнал «Вопросы ментальной медицины и Экологии». – 2009. – №1. – С. 11-13.
16. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.
17. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. – М., 2009. – 544 с.
18. Милачева, Т.В. Метафоры Интернета [Текст] / Т.В. Милачева // Журнал практического психолога. – 2010. – №4. – С. 94-111.
19. Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2009. – 304 с.
20. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания [Текст] / Т.И. Петракова. – М.: Педагогика, 2012. – 96 с.
21. Тихонов, М.Н. Подводные камни новых информационно- коммуникационных технологий [Текст] / М.Н. Тихонов // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. – 2011. – №4. – С. 20-31.
22. Фанталова, Е.Б. Психометрическое исследование показателей методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности»» [Текст] / Е.Б. Фанталова // Журнал практикующего психолога. – 2010. – Вып. 17. – С.
23. 175-201.
24. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008. – 672 с.
25. Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия [Текст] / В. Франкл // Психология личности. – М., МГУ, 2010. – С. 118-126.
26. Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм. – М., 2011. – 415 с.
27. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон / пер. с англ. А.Д. Андреевой, А.М. Прихожан, В.И. Ривош. – М., 2010. – 344 с.
28. Янг, К.С. Диагноз – Интернет-зависимость [Текст] / К.С. Янг // Мир Интернет. – 2009. – №2. – С. 24-29.
29. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С. Яницкий. – Кемерово, 2010. – 204 с.